Рангоут – это металлические и деревянные конструкции несущие на себе
грузоподъемное устройство и обеспечение огней , государственного флага и
антенн.
На промысловых судах к рангоуту относятся грузовые мачты, стрелы,
сигнальные мачты,
гюйс-шток, гафель.
Грузовые мачты судов несут на себе грузовые стрелы или другие
грузоподъемные устройства и одновременно могут выполнять все функции мачт.
Первая от нас называется фок-мачта
Вторая мачта от носа называется грот-мачтой.
В общем случае мачта представляет стальную трубчатую цилиндрическую или
коническую конструкцию.
Верхний конец мачты называют топом, нижний – шпором.
По конструкции грузовые мачты разделяются на одиночные, П-образные, Л-
образные и трехногие.
Рей – металлическая или деревянная часть рангоута, которая крепятся к
мачтам.
Если на мачте не один рей, то нижний рей на фок-мачте называется фок-рей,
на грот матче - грот-рей.
Верхний рей на фок-мачте называется – фор-марса-рей , на гроте – грот-марса-
рей.
Гафель – располагается на грот-мачте ниже грот-рея под углом (если на мачте
имеется грот-рей). Нижняя часть гафеля наз. пяткой, верхняя – ноком.
В нок гофрили врезан шкив для прохода фала.
Флагшток – металлический или деревянный шток, установленный на корме судна,
который предназначен для деления государственного флага СССР.
Гюйс-шток - устанавливают в носовой части судна, служат он для крепления
якорного сигнала.
Такелаж судна – совокупность снастей, служащих для поддержания и крепление
рангоута, а также подъема и спуска грузов, шлюпок, трапов, сигналов и др.
Также разделяются на стоячий и бегущий.
Стоячий такелаж служит для жесткого крепления рангоута.
Снасти стоящего такелажа крепят неподвижно и не приводят через блоки, к ним
относятся:
Ванты – снасти стоящего такелажа, которыми укрепляют мачты и стенки с
боков.
Верхние концы вант крепятся за обухи на толе мачты или на концах салинга «
площадка на мачте « , нижние концы через талреп к специальным обушкам ,
которые прикреплены к фальшборту или на палубе у бортов .
В зависимости от наименования мачт судна , последние носят названия фока-
ванты, грот-ванты.
Штаги-тросы идущие от топа мачты или стеньги к носу судна в диаметральной
плоскости и раскрепляющие мачты или стеньги в продольном направлении.
Штаги могут быть фока-штаги, фор-стень-штаги, грот-штаги, грот-стень-штаги.
Контр-штаги-тросы идущие от тола мачты или стеньги к корме судна (в ДП)
Контр-штаги могут быть: фоко-контарштагами, грот-контр-штаги, фор-стень-
штаги, грот-стель-штаги.
Бакштаги - снасти стоящего такелажа, поддерживающие верхние части
рангоута, труб, шлюпбалки с боков.
Фордуны – снасти стоящего такелажа, раскрепляющие стеньги с боков и сзади.
Штаг-карнак - горизонтальная снасть, заводимая между снастями.
Если эта снасть заводится между стеньгами, то она получает название стень-
штаг-каркасс.
К бегущему такелажу относится:
фалы, лопорятолей, шкентеш горенью, бурундуки оттяжки.